Винсент Ван Гог — Храм Архангела Михаила
Содержимое курса
Музыка
Литература
Философия
Библия в голландском искусстве: Прочтение и интерпретация
Об уроке

Винсент Ван Гог

Картины Ван Гога вызывают диаметрально противоположные реакции: от жесткого неприятия до полного восторга. Но реакции, относящиеся к негативной стороне этого спектра, зачастую рождаются только у тех, кто имеет опыт лишь поверхностного соприкосновения с работами художника. Живопись не может быть оценена мимолетным взглядом, потому что содержит в себе глубину, соизмеримую с понятиями “творец” и “творение”.

Попытки осмыслить истинное значение этих слов приводят человека к осознанию глубочайшей взаимосвязи каждого элемента мироздания:
  • жизнь и опыт художника
  • эпоха и события, частью которых он являлся
  • личные качества и склад его ума, непосредственно сформировавшие работы, на которые необходимо взглянуть под другим углом

Цитаты Ван Гога о религии

Христос — единственный из философов, магов и т. д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования
Винсент Ван Гог
Художник
Я не друг современного христианства, хотя его основатель был велик
Винсент Ван Гог
Художник
Бог — это мигающий маяк, который то вспыхивает, то гаснет. Сейчас мы несомненно переживаем такое мгновение, когда он погас. Как хотелось бы мне, чтобы нашлось нечто такое, что успокоило и утешило бы нас, что помогло бы нам не чувствовать себя виновными и несчастными и идти по жизни не страдая от одиночества, не сбиваясь с пути, ничего не боясь и не рассчитывая лихорадочно каждый свой шаг, которым мы, сами того не желая, можем причинить зло нашим ближним! Я хотел бы стать таким, как чудесный Джотто, который, по словам его биографа, вечно болел, но всегда был полон пыла и новых мыслей. Как я завидую его уверенности, которая в любых обстоятельствах делает человека счастливым, радостным, жизнелюбивым!
Винсент Ван Гог
Художник

Искусствоведы собрали достаточно аргументов о том, что для художника религия была важным аспектом в жизни и творчестве. В молодости он стремился к служению церкви и проповедованию Евангельских учений, однако не смог осуществить эту мечту. В своих записях он также отмечал сильную потребность в религии. Возможно, именно по этой причине он воплотил библейские сюжеты на своих картинах, которые тщательно скрыл. 

Ночная терраса кафе

Ночная терраса кафе; Terrasse du café le soir, 1888.

На картине изображено 12 посетителей кафе, аналогично 12 апостолам, которые принимали участие в последнем ужине с Иисусом Христом. Официант, обслуживающий посетителей, имеет длинные волосы и одет в белое, напоминая облик Иисуса, который угощал учеников вином и хлебом. Другие детали на картине также отсылают к библейской тематике. Официант стоит у окна, рама которого напоминает крест, над его головой светит фонарь, похожий на нимб. Один из посетителей не принимает участие в ужине, он стоит возле дверного проема, наблюдая сбоку, подобно Иуде, который покинул ужин с учителем.

Интересный факт

Художник не дал название картине после ее завершения. В 1891 году работу представили на выставке под названием “Кафе, вечер”, затем название изменилось на “Терраса кафе на площади Форум в Арле ночью”, сейчас же это всем известная “Ночная терраса кафе”.

Звездная ночь

Винсент Ван Гог – Звёздная ночь

Картина «Звездная ночь» была создана Винсентом Ван Гогом во время его пребывания в психиатрической больнице. Сам художник не считал ее удачной, но специалисты по искусству утверждают, что она отражает его стремление выйти за рамки обыденности и логики. Динамичность произведения свидетельствует о глубоких эмоциональных переживаниях художника. Исследователи утверждают, что картина «Звездная ночь» была вдохновлена религиозным настроением Ван Гога и отражает сюжеты из Библии, в частности сны Иосифа из 37-ой главы книги Бытия.

В одной части рассказа описывается, как Иосиф заметил Солнце, Луну и одиннадцать блестящих звезд, в точности повторяющих изображение на холсте. Все эти небесные тела окружены светящимися ореолами, их космический свет освещает спокойную жизнь маленькой деревни.

Бытие 37 глава — Библия

Иаков остался жить в земле Ханаанской, в той самой земле, где жил его отец.

Вот история семейства Иакова. Иосиф был семнадцатилетним юношей и его обязанностью было пасти овец и коз. Эту работу он выполнял вместе со своими братьями: сыновьями Валлы и Зелфы, жён его отца. И рассказывал он отцу о том, как плохо поступают его братья.

Иосиф родился, когда отец его Израиль (Иаков) был очень стар, и потому Израиль любил Иосифа больше, чем остальных сыновей. Он подарил Иосифу очень красивый длинный плащ.

Братья Иосифа видели, что отец любит его больше, чем их, и потому ненавидели брата и отказывались обращаться с ним дружелюбно.

Однажды Иосифу приснился необычный сон, он рассказал об этом братьям, и после этого они возненавидели его ещё больше.

 "Мне приснилось во сне, — сказал Иосиф, —

будто мы все работаем в поле, вяжем снопы пшеницы, и вот мой сноп встал прямо, а все ваши снопы пшеницы собрались вокруг моего снопа и поклонились ему".

"Что же ты думаешь, что станешь царём и будешь править нами?" — ответили братья, и возненавидели его ещё больше за сны, которые ему снились.

После этого Иосифу приснился ещё один сон, и он рассказал о нём братьям: "Мне приснился ещё один сон, я видел, как солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне".

Иосиф рассказал про этот сон своему отцу и братьям; но отец стал его бранить: "Что это за сон такой? Неужели ты думаешь, что твоя мать, твои братья и я поклонимся тебе?"

Братья Иосифа по-прежнему завидовали ему, а их отец недоумевал, что бы это могло означать.

Однажды братья Иосифа пошли в Сихем пасти скот отца.

Иаков сказал Иосифу: "Пойди в Сихем, там твои братья пасут овец". "Хорошо", — ответил Иосиф.

"Пойди посмотри всё ли в порядке с твоими братьями, — сказал отец Иосифа, — а потом вернись и расскажи мне, как там мои овцы". И послал его отец из долины Хеврона в Сихем.

Но в Сихеме Иосиф сбился с дороги, и когда он блуждал по полям, ему встретился какой-то человек, который спросил его: "Что ты ищешь?"

"Я ищу своих братьев, — ответил Иосиф. — Не можешь ли ты мне сказать, где они со своими овцами?"

"Они уже ушли, — ответил тот человек. — Я слышал, что они собирались в Дотан". Иосиф пошёл вслед за братьями и нашёл их в Дотане.

Когда братья издали увидели, что Иосиф направляется к ним, они стали сговариваться о том, как бы его убить.

"Вон идёт Иосиф, тот кому снятся сны, — сказали братья. —

Давайте его убьём и бросим его тело в один из пустых колодцев, а отцу скажем, что его растерзал дикий зверь; и тогда увидим, что в снах нет толка".

Рувим хотел спасти Иосифа, поэтому он сказал: "Не надо его убивать.

Бросьте его в колодец, но не причиняйте ему вреда". Рувим намеревался спасти Иосифа и отослать его обратно к отцу.

Когда Иосиф подошёл к братьям, они набросились на него, сорвали с него длинный красивый плащ, сбросили его в пустой пересохший колодец,

а потом уселись неподалеку и стали есть. И тут они увидели караван торговцев, идущих из Галаада в Египет, их верблюды были нагружены пряностями: стираксой, бальзамом и ладаном.

"Какая нам будет выгода, если мы убьём своего брата и скроем его смерть? — сказал Иуда братьям. —

Давайте продадим его этим торговцам. Тогда мы не будем повинны в убийстве собственного брата". Остальные братья согласились с ним, и когда мадиамские купцы проходили мимо, братья вытащили Иосифа из колодца и продали его купцам за двадцать серебряных монет, и те забрали его с собой в Египет. Рувима в это время среди них не было, и он не знал, что они продали Иосифа. Когда же он вернулся к колодцу и увидел, что Иосифа там нет, то разодрал на себе одежду,пошёл к братьям и сказал: "Мальчика нет там! Что же мне теперь делать?"Братья же закололи козла, вымазали кровью красивый плащ Иосифа,а потом показали плащ отцу и сказали: "Мы нашли этот плащ — не Иосифов ли он?"

Увидев плащ, отец сразу узнал его. Это был плащ Иосифа. "Да, это его плащ, — сказал отец. — Видно, его растерзал дикий зверь! Хищный зверь сожрал моего сына Иосифа!"

Иаков так горевал о сыне, что разодрал на себе одежду, и надев на себя траурные одежды, ещё долго оплакивал сына.

Сыновья и дочери пытались утешить Иакова, но он так никогда и не утешился. "Я буду горевать о моём сыне до самой смерти", — сказал Иаков и не переставал печалиться о сыне своём Иосифе.

Мадианитяне же продали Иосифа в Египте Потифару, капитану телохранителей фараона.