Паоло Веронезе — Храм Архангела Михаила
Библейское повествование в итальянской культуре
Об уроке

Паоло Веронезе

Паоло Веронезе был одним из величайших художников своей эпохи, чье творчество оценивается как на родине, так и за ее пределами по всему миру. Он имел влиятельных покровителей, включая самого Гете, и создавал портреты знати, религиозные композиции, а также украшал виллы и монастыри. Его мастерство игры светом, тенью и цветом порождало удивительные произведения, которые поклоняются до сих пор.

Всё это воображаемое величие вращается вокруг одного чуда. С помощью этого образа Веронезе достигает тонкого равновесия между мирской суетой и благочестием, помещая Сына Божьего среди модной утонченности Венецианского общества

Свадьба в Кане

1563 год

Свадьба в Кане

Работа «Свадьба в Кане» была заказана монахами Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, чтобы украсить их новую трапезную, спроектированную Андреа Палладио.

По условиям контракта, Веронезе должен был создать картины для трапезной, которые украшали бы всю стену. На выполнение работы ушло пятнадцать месяцев, вероятно, при участии его брата. Художественное произведение основано на библейской истории о чуде Христа на свадьбе в Кане. Зрителю потребуется некоторое усилие, чтобы разгадать этот сюжет. 

Во время празднеств запас вина был исчерпан, и по просьбе Марии Христос попросил слуг наполнить каменные кувшины водой, которые были изображены художником на правом переднем плане. Затем эти кувшины были предложены хозяину дома, сидящему на левом переднем плане. Хозяин с изумлением и радостью обнаружил, что вода превратилась в вино. Эта история также предшествует Евхаристии, на которую указывает слуга, приносящий в жертву «агнца божьего» на верхнем ярусе прямо над Христом, который сидит в центре огромного пиршественного стола вместе с Марией.

Живописец Веронезе умело сочетает библейские сюжеты с элементами современности. Иисус и Мария изображены в окружении светящихся аур, что неудивительно. Но к ним присоединяется более ста тридцати фигур, среди которых есть как персонажи в библейских одеждах, так и те, кто выглядит словно только что вернулся с площади Сан-Марко. Среди второстепенных персонажей можно увидеть венецианских аристократов и знаменитых иностранцев, которых можно узнать по их экзотическим нарядам. Среди приглашенных гостей фигурируют Мария I Английская, султан Сулейман Великолепный и император Карл V. Желание Веронезе сочетать священное и мирское в своих работах указывает на его амбицию и стремление подчеркнуть священное среди профанного.

Кающаяся Мария Магдалина

1583 год

Кающаяся Мария Магдалина

Роль Марии Магдалины в православии связана с тем, что она родилась в городе Мигдал-Эль, что переводится с греческого языка как «Магдалина». В евангельском повествовании упоминается, что Христос изгнал из нее семь бесов, после чего она стала его ученицей и верной сподвижницей. Мария была рядом с Иисусом после распятия, участвовала в его погребении и была первой, кто увидел его после воскрешения. Ей также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, об этом первым узнали ангелы, возвестившие о воскресении. В православной традиции она признана равноапостольной святой.

Согласно католическому учению, кающаяся Магдалина приняла решение провести остаток жизни в пустыне, соблюдая строгую аскезу. Она раскаивалась в своих грехах и молила Господа о прощении, из-за чего ее одежды стали обветшалыми. Поэтому на произведениях художников кающаяся Магдалина часто изображается полуобнаженной, ее волосы заменяют отсутствие одежды. В западном искусстве ее образ часто ассоциируется с жанром Vanitas, который символизирует отрешение от мирских забот. На картинах кающаяся Магдалина часто изображается рядом с черепом, который напоминает о бренности земной жизни и направляет взор к вечной жизни на Небесах.

«Кающаяся Магдалина» в эпоху Возрождения – девушка, попросившая прощение у Бога за свои грехи. В её изображении все мастера старались более подробно прорисовать эмоциональную составляющую грешной девушки. Паоло Веронезе не стал пренебрегать этим: глаза Марии полны слёз, её приоткрытые губы шепчут прощение в надежде заполучить доверии и милость Всевышнего. Слева от девушки лежит открытая книга. По-видимому, это молитвы, которые она произносит в полной тишине.

Значимое место занимает и пейзаж, на фоне которого изображена девушка. В нижнем левом углу картины лежит череп, противопоставленный распятию Иисуса Христа в верхней части полотна. Эта «игра», задуманная автором картины подчеркивает всю бескорыстность чувств и мыслей грешной девушки, чья судьба по воле случая находится в руках Бога. Её взгляд, устремлённый вверх, будто просит о помощи. Он дает надежду на лучшее будущее, на прощение и покаяние.