Собор Святого Петра в Риме — Храм Архангела Михаила
Библейское повествование в итальянской культуре
Об уроке

Собор Святого Петра в Риме

В 1 веке н.э. на месте, где сегодня стоит собор, находились сады цирка Нерона, древнеримского правителя. Рядом с цирком было кладбище, где погребали жертв жестоких развлечений императора.

Нерон устраивал кровавые бои гладиаторов на арене. Здесь же, по его приказу, мучили христиан. Однажды сюда привели апостола Петра и Нерон распорядился распять его на кресте вниз головой после жестокого состязания. Тело святого похоронили на кладбище возле цирка. В 326 году император Константин приказал построить базилику на месте погребения Петра в честь первых христиан-мучеников и назвать ее в честь апостола.

Previous slide
Next slide

Базилика – почетный храм, который дарует папа Римский. Она имеет прямоугольную форму с двумя рядами колонн внутри. Новый собор, строительство которого длилось 120 лет с 1506 по 1626 год, был задуман Юлием II в желании превзойти все церкви. В строительстве участвовали известные скульпторы эпохи Возрождения, такие как Рафаэль, Микеланджело, Браманте, но значимую роль в завершении постройки сыграл Лоренцо Бернини.

Завершение строительства архитектором Лоренцо Бернини

Подобно великим мастерам Возрождения, Лоренцо Бернини (1598—1680), основатель стиля зрелого барокко, был универсально одаренным творцом. Он был архитектором, скульптором, художником и талантливым декоратором, выполнявшим в основном заказы римских пап и руководившим официальным направлением итальянского искусства.

Одним из наиболее значимых архитектурных трудов Бернини было завершение долгостроя собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним. Построенные по его проекту два внушительных крыла монументальной колоннады окружили пространство площади. Начиная от главного западного фасада собора, колоннады сначала образуют трапецию, а затем переходят в огромный овал, подчеркивающий особую динамику композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой 19 метров образуют эту четырехрядную крытую колоннаду, а 96 крупных статуй украшают ее аттику.

По мере передвижения по площади и изменения точки зрения создается эффект, будто колонны то приближаются, то отдаляются, и архитектурный ансамбль словно развертывается перед глазами зрителя. В оформление площади мастерски вписаны декоративные элементы: играющие струи воды из двух фонтанов и изящный египетский обелиск между ними, которые своей вертикальностью организуют пространство.

По словам самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора с величественными коринфскими колоннами, возвышающимися и доминирующими над этим торжественным барочным ансамблем.

Выделив пространственность общего архитектурного решения сложной формы площади и собора, Бернини определил основную точку зрения на собор, который с расстояния воспринимается в своем величии и единстве.