Искусство Древнего Египта: история и становление — Храм Архангела Михаила
Содержимое курса
Литература
Библия в культуре и искусстве Египта
Об уроке

Искусство Древнего Египта история и становление

Древний Египет стоит во главе списка самых старых царств на планете, а его искусство является самым первым шагом в развитии культуры стран Востока. 6000 лет назад на берегах Нила, окруженных песчаными пустынями и защищенных от внешних угроз, возникли первые империи с рабовладельческим строем и объединенные в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. В это же время появились величайшие творения древнеегипетского искусства и архитектуры, которые до сих пор впечатляют своим великолепием, масштабностью и властностью. Нигде и никогда прежде не создавались такие зрелые и совершенные скульптурные произведения, такие ясные и монументальные портреты.

В искусстве архитектурных форм человек и его бытие никогда не занимали столь примечательного положения, не привлекали такого глубокого внимания художников, а тема человеческого труда не была столь акцентирована, как ныне. В древности, в эпоху Древнего Египта человеческая фигура была связана с религиозной практикой, с почитанием и божественным восхвалением правителя, но мастера сумели воплотить в своих творениях внутреннюю значимость и энергию человеческих чувств, отчетливо и отважно вырисовывая особенности натур.

С начала третьего тысячелетия до н.э. в Древнем Египте началось процветание искусства в результате объединения страны под властью фараона-деспота, который активно использовал рабский труд. Власть правителя стала неограниченной, его божественное превознесение становилось все более широким. Фараоны провозглашали себя потомками солнца, божественно почитаемые как живые цари; покойных почитали как Осириса бога возрождения.

Древние египтяне придавали огромное значение заупокойному культу. Имелись убеждения о нескольких душах у человека, включая ”близнеца”, слияние с которым обещало жизнь после смерти. Фигуры умирающих служили своего рода заменой телу, склонному к разложению, чтобы душа знала куда вернуться для встречи с двойником. В результате, скульптуры в Древнем Египте, отображающие заупокойный культ, с самого начала, стремились к максимально точному воспроизведению. Подземный мир не вызывал у египтян ужаса. Смертный, помещаемый в гробницу, будто переезжал в новое жилище, продолжая свое существование.