Фёдор Бруни «Медный змий» — Храм Архангела Михаила
Библейский след в русской культуре и искусстве
Об уроке

Федор Бруни Медный змий

Федор Антонович Бруни русский художник итальянского происхождения 1799-1875 гг. Мастер смог закончить работу только по прошествии пятнадцати лет, так как полотно очень большого размера. Его вес составляет 70 килограмм. Сюжет картины сложен, важна прорисовка каждой детали.

«Медный змий» рассказывает о библейском мифе, согласно которому на людей, блуждающих в пустыне, и потерявших веру обрушился дождь из змей, выжить в котором можно было, только устремив взгляд полный веры на монумент с медным змеем.

1841 год

При детальном рассмотрении картины можно увидеть, что лица изображенных людей искривлены от страха и боли, а змеи падают с неба, не выбирая, кто станет их жертвой ребенок или взрослый. Кто-то пытается спастись, покрывая голову накидкой, кто-то закрывает собой детей.

В центре внимания мужчина, которому уже невозможно помочь, руки его широко раскинуты, а взгляд направлен в небо, грешнику не спастись, и как напоминание о греховном происхождении людей его нога обвита змеем. Мать, пытаясь спасти своего ребенка, прижимает его к статуе медного змея, лишь пророки, уверенные в своей вере стоят непоколебимо, невзирая на происходящий ужас вокруг. Природа и фон картины выполнены в темных тонах, что придает ей катастрофичность и мрачность.

От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. (Чис. 21, 4–9)