Иван Крамской — Храм Архангела Михаила
Библейский след в русской культуре и искусстве
Об уроке

Иван Крамской

Иван Крамской участвовал в известном студенческом бунте Академии художеств: отказался писать конкурсную работу на заданную тему. Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков

Христос в Пустыне

1872 год

В 1872 году И. Н. Крамской создает свой знаменитый полотенце «Христос в пустыне», в котором традиционная тема приобретает новое социальное и философское значение, становясь текстом культуры своего времени. Это произведение выражает идею нравственного обязательства перед обществом, и поэтому оно произвело сильное впечатление на современников художника, который выделялся своим творчеством в период важных исторических событий в России, требующих от людей героизма и самоотверженности для социальных изменений.

Давайте рассмотрим картину как произведение искусства XIX века. Какие ценности и культурные основы этой эпохи передаются через язык религиозных и художественных символов на этой картине? В Библии сказано: «Христос есть путь, истина и жизнь», «Христос есть добро». Христос, подвергаемый искушениям дьявола в пустыне, является и Богом, и Человеком, и он полностью понимает человеческий опыт, но, зная, что его ждет, он принимает страшное решение — смерть, выбирая между жизнью и смертью во имя своего высшего призвания.

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море

1861 год

«Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море» как художественные тексты XIX века, мы видим их как отражение и зафиксирование через образы и религиозные символы актуальных проблем того времени и поиск философских и антропологических ответов на них. В работе «Молитва Моисея» художник искусно передает смысл и значение молитвы как феномена, присутствующего в течение многих веков.

С течением времени интерес к вопросам молитвы оставался неизменным в истории человечества. Молитва становилась все более укрепленной с прошествием веков. В работе И. Н. Крамского изображена молитва Моисея, адресованная спасению народа, за которого он нес ответственность перед Христом. Сдержанное изображение одежды Моисея позволяет художнику сосредоточить внимание на его лице и руках

Моисей иссекающий воду из скалы

В 1863 году Крамской получил от Академии Художеств малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Картина учащегося Крамского «Моисей источает воду из скалы» принесла автору в 1863 году малую золотую медаль Академии.

Перед нами события, изложенные в книге «Исход» (Исх.17: 1-7). После исхода из Египта, израильский народ путешествуя по бесплодной пустыне, испытывает всевозможные бедствия. Тяжести странствия постоянно приводили народ к ропоту на Бога, но по молитве Моисея Всемилостивый Господь приходил страдающему народу на помощь, спопешествуя ему в этом трудном пути.

Но народ, несмотря на божественное попечение, постоянно грешил и возмущался. Когда закончилась вода, страдая от жажды, народ начал обвинять Моисея, укоряя пророка в том, что он напрасно их вывел из Египта: «и жаждал там народы, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждой нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собой некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми руку твою, и пойди; Вот, Я стану пред тобою там на скале Хориве; и ты ударишь о скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ» (Исх. 17: 3-7).