Карл Петрович Брюллов
Карл Петрович Брюллов был выдающимся русским художником исторической живописи, портретистом, пейзажистом и автором монументальных росписей, удостоенным почетных наград. В 1822 году он уехал из дома с легкой душой, не предвидя, что вернется в Россию лишь через 13 лет и больше не увидит своих родителей и младших братьев. В итальянских музеях молодой художник изучал живопись прошлых веков и впитывал впечатления от увиденного. Под влиянием великой "Афинской школы" Рафаэля он трудился над ее копией в течение четырех лет, поразив всех своим мастерством.
Поклонники прощали ему все эти прегрешения. Прощали и кутежи. Простили даже историю самоубийства одной знатной дамы, которая бросилась в Тибр от безответной любви к Карлу Павловичу. Иванов, считавший Рим раем для художников, говорил, что «без Сатаны и слуг его, невозможно чувствовать блаженство Божьего сада. Тут оных заменяет Брюллов». Гоголь, как известно, выбирает его в качестве прототипа Черткова – заносчивого и надменного героя своей знаменитой повести «Портрет».
Нервное напряжение и приступы лихорадки подтачивали его здоровье, но неугомонная натура Брюллова не знала меры. Активная светская жизнь и многочисленные новые знакомства не помешали ему за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.
Последний день Помпеи
«Последний день Помпеи» — несомненно, один из шедевров русской живописи. Это работа, за которую Карл Брюллов получил всеобщее признание.
На картине изображен известный исторический сюжет – гибель древнего города Помпеи в результате извержения Везувия в первом веке нашей эры. Известно, что перед написанием картины живописец лично присутствовал на раскопках Помпей. На полотне Брюллова это событие предстает перед зрителем с истинной трагичностью. Позы людей, в страхе пытающихся спастись и убежать, напоминают античные статуи, застывшие в театральных позах. Здесь и молодые мужчины и женщины, и старики, и дети – и никому из них не избежать общей судьбы. На горизонте разгораются оранжево-красные потоки лавы. Небеса, затянутые тьмой, разверзлись, страшно сверкают молнии, статуи богов падают с высокого храма на землю. Весь город покрывается черным облаком пепла и серы.
Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их
Быт.18:1-16
Христос во гробе
Полотно «Христос во гробе» – это не простая картина, а так называемый «транспарант». Брюллов рисовал на очень тонком холсте. Подобные картины устанавливали в оконных нишах, чтобы дневной свет сзади подсвечивал полотно. Именно свет, идущий как бы изнутри картины, мог передать всю художественную полноту шедевра и выразить задумку автора. По мысли Брюллова, Христос, даже лежавший во гробе, был пронизан Божественным Светом, ибо Иисус для великого русского художника был прежде всего Свет от Света. Чтобы понять эту мысль, достаточно увидеть и сравнить два полотна Брюллова – «Христос во гробе» и «Воскресение Христа».
Вознесение Христа
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гробницу. 2 И вот, произошло великое землетрясение, ибо ангел Господен, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гробницы и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела как снег. 4 Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». 8 И, выйдя поспешно из гробницы, они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Его. 9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и вот, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10 Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня».
Евангелие от Матфея 28 глава