Неизвестные мастера — Храм Архангела Михаила
Библейский след в русской культуре и искусстве
Об уроке

Неизвестный мастер Спас нерукотворный

По легенде, царь города Эдессы в Малой Азии по имени Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни, послал художника к Христу с просьбой нарисовать его образ, который, как говорили, мог бы его исцелить.

Спас Нерукотворный

Однако исходящий от Христа свет мешал художнику четко прорисовать его лицо, и тогда Христос умылся, вытер лицо платком, на котором чудом остался отпечаток — Нерукотворный Образ. Царь Авгарь выздоровел благодаря Нерукотворному Образу, который был установлен на городской стене для защиты Эдессы и затем перевезен в Константинополь, где стал основой для иконографического типа — Спас Нерукотворный. На иконе лицо Спасителя выглядит строго и серьезно, почти идеально симметрично. Цветовая гамма иконы построена на тонких оттенках охры. Изначально икона была более яркой: был утерян яркий узор креста на нимбе.

Неизвестный мастер Благовещение Устюжское

Благовещение Устюжское

Сюжет данной истории основан на событии, описанном в Евангелии от Луки, когда архангел явился Деве Марии и сообщил ей, что у нее появится сын, который будет называться Сыном Божьим. Мария согласилась с Божьей волей. На иконе присутствует уникальная деталь: в ее чреве изображен Младенец Христос. В верхней части иконы изображен Христос Ветхий Деньми, который считается прародителем Христа в Ветхом Завете. Из руки этого образа исходил луч, проникающий в чрево Богородицы.

По легенде, в момент вести от Бога Мария вела работу по прядению занавеси для Иерусалимского храма из пурпурной пряжи, которая символизировала плоть Христа. Таким образом, пряжа в руках Богоматери напоминает о том, что Христос принял свою человеческую природу от ее непорочной плоти.

Неизвестный мастер Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская

В 1155 году икона Божьей Матери, хранившаяся в Успенском соборе Владимира, стала известна своими многочисленными чудесами и сохранилась во время монголо-татарского нашествия. Во время нашествия Тамерлана 26 августа 1395 года икону торжественно перенесли в Москву, и в этот же день Тамерлан, испытав страх и трепет, отказался от сражения и покинул пределы России.

Владимирская Богоматерь относится к иконографическому типу «Умиление» и считается одним из наиболее совершенных образцов. На иконе Мария нежно держит Младенца Иисуса правой рукой, а Он обнимает матерь, прижимаясь к ее щеке. Их объятия символизируют полноту Божественной любви, выраженной через жертву Христа для спасения людей. Глаза Богоматери исполнены неземной любви и вечной скорби, они обращены к людям, жаждущим помощи, защиты и спасения.

Неизвестный мастер Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)

Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)

В данном случае, русская иконопись впервые обращается к жанру батальной сцены, отсутствующему в византийской живописи. Основой сюжета послужило историческое событие – победа новгородцев над суздальским войском 25 февраля 1170 года под командованием князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского. По легенде, эта победа была обретена благодаря чуду, произошедшему при участии данной иконы.

На верхней части иконы изображено торжественное перенесение святыни к главному храму Новгорода – Софийскому собору. В центре встречаются послы двух враждующих сторон, после чего начинается сражение – стрелы летят в защитников Новгорода, поражая как икону, так и их. «Богоматерь Знамение» «отворачивается» от суздальцев, изливает слезу, и над войском захватчиков наступает тьма. В нижней части иконы представлен результат чуда, произошедшего под покровительством Небесной заступницы.